Пятница, 27.12.2024, 11:19Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 


Cайт Лаборатории устойчивости лесных экосистем 

Вдоль 58-ой параллели. Сайт об экологии лесов Костромской области | Главная | Мой профиль |Выход | Регистрация| Подписаться на новости
[ Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

 

  • Страница 3 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Модератор форума: Anemona  

Выход в свет Красной книги редких видов Костромской области
АдминистраторДата: Воскресенье, 30.01.2011, 20:06 | Сообщение # 31
Группа: Администраторы
Сообщений: 29
Статус: Offline

Спасибо за отклик, Ulit!
Слова, действительно, трудно подобрать, и горько…

Но, все-таки, у меня есть пара слов, поскольку молчать-то ведь можно, но при условии, что продолжаешь делать «свое» дело, в котором ты ас, и в котором ты лично берешь на себя кусочек ответственности за наш(!), повторяю, за наш, мир, как бы кто не пытался переубедить нас.
Важно знать, к чему стремиться, и как должно быть, в том числе, в окружающей нас среде и управлении ею.

Давайте посмотрим, каково состояние природы на нашей Зеленой 58-ой параллели.
Тотальные вырубки, подобно тому, что наблюдается, в настоящий момент в Приморском крае, прошлись по нашей территории в 50-90-е гг. прошлого столетия. Снимки разных лет (надеюсь хеn прокомментирует этот тезис) показывают, что вырубали в тот период одновременно по несколько кварталов – этакими площадками, например, 40 км на 40 км.
Кстати, наука тогда подвела под необходимость тотальных лесозаготовок теорию, о том, что в таежной зоне не бывает безлесых пространств, лес все равно вырастает на вырубленном месте, более того, под пологом осинок и березок, якобы всегда (!) возобновляется ель, как одна из главных пород и что ее продуктивность через смену пород после лиственных будет намного выше прежней!

Основной итог – смена ельников на низкопродуктивные березняки и осинники, часто без всякой возможности полноценно восстановиться коренным южнотаежным породам, у нас это: ель, пихта, липа, клен, которые, в свою очередь, тянут за собой шлейф видов трав и низших растений, зависящих от присутствия этих пород и их обилия.
Огромная армия лесозаготовителей, техники, отстроили тысячи километров дорог, массу лесных поселков.

Ель кончилась…Работать негде…Воровать лес можно…
Регион «сосет лапу». Ждем, когда подрастет еловый подрост!

Правда, нашлось применение и березе и осине – в производстве фанеры и плит.
И хорошо! для экономики лесного региона.

Но научились ли на горьком опыте, как не нужно управлять лесозаготовками? Привлекается ли передовой опыт применения новых технологий, проведения мониторинговых работ, ответственного лесохозяйственного планирования на долговременную перспективу?

Достаточно ли понимания сложности и коварности природных процессов в лесу и необходимости принятия ответственных решений с учетом экологии, всяки раз перед началом актов хозяйствования в лесу?

Готова ли наука дать компромиссные, чтобы без экономического ущерба и без ущерба устойчивости среды, способы хозяйствования?

Знает ли население (ненавижу это слово), нет просто люди, вымирающих поселков, об объективных причинах их нищеты? И что их ждет, если продолжится растаскивание леса?

Разработана ли в регионе концептуальная модель развития экономики нашего лесного региона на долгосрочную перспективу?
М
ного ли знают наши дети о лесе, законах экологии, потребностях животного населения, и, вообще, о разных видах и животных?

Я уже не спрашиваю о взрослых дядечках – арендаторах, пришедших, как обещал Гиряев, работать в лес?

А наши студенты? Им упорно навязываются трудно выговариваемые темы курсовых и дипломных работ, далекие от живой природы, от возможности их реализации на практике и актуальности, а, зачастую, и от какой-либо научности.
А зачем? Студентов сейчас называют просто «слабым контингентом», им, никчемным, все равно после биофака - в торговлю.
Между тем, студенты разного уровня подготовленности, если их обучить основным способам проведения исследовательской работы, смогли бы внести свой вклад в решение очень конкретных проблем, каждый на своем уровне, а, главное, студенты были бы уверены, что наука – это не просто словоблудие, а испытывали бы гордость, за свои маленькие, но востребованные работы, потому, что они нужны: для организации природопользования, для природоохранных мер, повышения эффективности природопользования и др., для самоуважения, в конце концов.

Коллеги, разве короток список актуальных, в связи с нашим обсуждением, тем для исследований?

Могу привести перечень вопросов, ждущий своих исследователей.
Например, потребности в разработке очень конкретных, близких к природным процессам, мер охраны каждого вида, внесенного в Красную книгу области.
Каждому студенту - по одному из 141 вида растений или по одному из 125 видов животных…
Даже обзор публикаций, если они сделают по каждому виду – ценный вклад.

Другие темы, которые пытаемся мы развивать в Лаборатории:
 Каковы пределы устойчивости ценных природных объектов в меняющейся среде?
 Каковы механизмы восстановления природных объектов после нарушений?
 Где находятся уязвимые объекты?
 Как реагируют природные объекты на неизбежные воздействия при природопользовании?
 Как нужно хозяйствовать, чтобы не выйти за пределы устойчивости объектов (на разных уровнях: популяционном, экосистемном биогеоценотическом) и сохранить их восстановительную способность с минимальными экономическими потерями?

Далее, считаю, что нам, на 58-ой параллели очень повезло, что в условиях тотального растаскивания российских лесов по бревнышку в 2006 году создан заповедник, а в 2008 году утверждена сеть ООПТ (особо охраняемых природных территорий) Костромской области, созданная на научной основе, с учетом ландшафтных особенностей и возможностей миграции видов по коридорам от ядра к ядру.
Да это, просто фантастика, что мы и будущие поколения имеем!
Во многих из них ограничена или полностью запрещена хозяйственная деятельность, именно ядра сети станут источником видов для восстановления трансформированных лесов.

Но, думаете, можно успокоиться на этом?

Не трудно догадаться, что заинтересованные лица, после того как окончательно снимут все возможные «сливки» вдоль дорог, кои, действительно, на счастье лесам региона, в отвратительном состоянии, постараются отыграть назад все зарезервированные от рубок лесные ООПТ, где сохранились старовозрастные, еловые (источник дорогостоящего пиловочника) древостои.

Приведенные в лесном плане (хеn писал: Согласно Лесному плану Костромской области "По итогам инвентаризации подготовлен новый оптимизированный список ООПТ. Окончательный вариант схемы размещения и развития ООПТ, включает 71 территорию….)

Если посмотреть само Постановление Администрации Костромской области от 16.06.2008 № 172-а "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СХЕМЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ", то число ООПТ - 77.

Как участница проекта создания сети ООПТ, скажу также, что предлагалось первоначально для охраны 89 территорий.

Проблема, также в том, что также, что только 2!!!!! из 77 территорий – «Кологрвская пойма» и «Преображенская роща», утверждены администрацией области, остальные – только под мораторием на рубки, пока действует постановление № 172-а.

Причина – нужны обоснования и дополнительные обследования для остальных и подготовка бумаг для их утверждения.
Ботаникам и зоологам университета - работы на 2-3 года с актуальными темами студенческих работ.

И это только один пример.

Вы тоже подаете идеи:

Наталья: Пока сама не стала заниматься изучением растений, к Красной книге не обращалась, считала, что она просто обязана быть в каждой области. А когда она понадобилась для работы, а ее нет и не где уточнить списки, и тем более доказать что именно мы нашли растение которое занесено в Красную книгу Костромской области. Не все знают столько растений сколько биологи, но если изучить хотя бы растения из Красной книги Костромской области можно очень много узнать нового и интересного!!!

ULIT: Фауна лесопарков и рощ города не исследована и ей как раз в настоящее время наносится ущерб, в том числе и краснокнижным видам. С проведенной мелиорацией исчезают ряд видов насекомых сырых лугов и они остаются незащищенными.

Натулька: вероятность встретить действительно редкий вид достаточно низкая. если конечно точно не знать, куда этот самый вид любит наведываться

ULIT: Выпустить в продажу доступные брошюры для населения, занятых различными видами деятельности и увлечениями

Натулька: в области сейчас практически нет специалистов, которые могут заниматься экопросвещением.

Cucci: Ведь если прививать человеку с раннего детства бережное отношение к природе, просвещать его насчёт местной флоры-фауны (хотя бы что знают родители), вообще побольше произносить таких слов, как "братья наши меньшие", "лес - зелёный друг" и тому подобное, то у него сама разовьётся любовь к природе

Натулька: А вообще подобного рода задачи - выделение популяций редких видов, решается через добровольную лесную сертификацию

ULIT: Участки обитания охраняемых видов должны быть на учете у арендодателя

ULIT: для начала надо досконально изучить конкретную экологию данного вида в месте обитания, с чем в состоянии справиться студент- биолог после первого курса.

Cucci: на научной основе выработать и поддерживать природные резерваты, будь то заповедники или заказники, где виды, рекомендованные к охране, будут существовать в виде устойчивых популяций.

Вот этим и будем заниматься…

Анна В.

Прикрепления:


Сообщение отредактировал
НатулькаДата: Понедельник, 31.01.2011, 10:27 | Сообщение # 32
Группа: Рассылка новостей
Сообщений: 40
Статус: Offline

За трудновыговариваемыми названиями курсовых кроется некомпетентность научных руководителей. Так что нечег студентов ругать
Прикрепления:


Сообщение отредактировал
UlitДата: Вторник, 01.02.2011, 16:15 | Сообщение # 33
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Offline

Cucci писал: В общем, я сомневаюсь насчёт того, что любой биологический студент после 1 курса способен справиться с задачей построения на научных основаниях устойчивых рефугиумов редких видов для принятия решений управления природными ресурсами. Это должен быть какой-то чудовищно высокоразвитый студент.

Любой студент справится с заданием по изучению экологии редкого вида по месту жительства, если будет снабжен методическим пособием. Справляется же он на лабораторных занятиях с заданием при помощи методички. В процессе сбора данных и их накоплением, а также дальнейшего обучения на факультете он приобретет и знания по обработке и анализу полученных результатов.
Вопрос наверное все таки в том, с каждым годом все больше случайных людей поступает на факультет.Все меньше и меньше уделяется времени на биологию в школах.Все меньше по разным причинам в школу приходит и остается там подготовленных биологов.
Свежий пример. Я последний преподаватель -биолог, который пришел и уволился из ЭБЦ "Следово". О каком дополнительном биологическом образовании подрастающего поколения может идти речь, если его ведут неспециалисты.

Прикрепления:


Сообщение отредактировал
Rikudou_DuckbillДата: Вторник, 01.02.2011, 17:27 | Сообщение # 34
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline

Касательно вопроса, озвученного в заголовке темы, мое мнение таково: когда-то в детстве мне нравилась идея красной книги...а щас я вообще не уверен, что она нужна комиу-то кроме специалистов... Такова суровая правда жизни.)
Прикрепления:


Сообщение отредактировал
АдминистраторДата: Среда, 02.02.2011, 12:57 | Сообщение # 35
Группа: Администраторы
Сообщений: 29
Статус: Offline

Rikudou_Duckbill пишет:
Quote
когда-то в детстве мне нравилась идея красной книги...а щас я вообще не уверен, что она нужна комиу-то кроме специалистов...

Думаю, специалист начинается, как раз, с детства. Вот детям-то она и нужна. Важно, чтобы рядом оказался взрослый, способный показать все цености этой книги и всего, что с ней связано.
А это все мы с вами!
Дети очень восприимчивы ко всему прогрессивному и нуждаются в таких взрослых.

Так, что, скорее, это Вы изменились с детских времен...

Анна В.

Прикрепления:


Сообщение отредактировал
НатулькаДата: Среда, 02.02.2011, 13:36 | Сообщение # 36
Группа: Рассылка новостей
Сообщений: 40
Статус: Offline

ага.. чтобы рядом оказались взрослые...
Только вот взрослым это тогда тоже должно быть надо. А из общения со своими друзьями, даже с теми, кто в школе в олимпиадах по биологии и экологии участвовал убеждаюсь в обратном.
Прикрепления:


Сообщение отредактировал
НатулькаДата: Вторник, 08.02.2011, 14:35 | Сообщение # 37
Группа: Рассылка новостей
Сообщений: 40
Статус: Offline

В общем динамика развития обсуждения подтверждает тот факт, что Красная книга нужна только биологам...
А вот еще! Мое сообщение об издании Красной книги на форуме Галича перенесли из раздела "Важное и актуальное", куда оно было первоначально добавлено в раздел "Курилка". Так что Красная книга - удел биологов. Ну может еще активных педагогов, которых в наше время практически не осталось
Прикрепления:


Сообщение отредактировал
АдминистраторДата: Среда, 09.02.2011, 09:43 | Сообщение # 38
Группа: Администраторы
Сообщений: 29
Статус: Offline

У Вас, Натулька, "учителя" и "биологи" - в созвучии, от которого веет какой-то безнадежностью.
В то время, как их просветительскую миссию нельзя ставить под сомнение.
Именно! Им, в первую очередь, и нужны Красные книги и не только красные.
Дальнейшая судьба любого "знания" зависит от них.

Предлагаю от слов перейти к делу.

Предложение, собственно, такое.

На страницах нашего сайта начать публиковать материалы про редкие виды из Красной книги КОстромской области.
Это - давнишняя идея, но конкретных добровольцев для этого дела найти трудно.
Что, если мы с миру по нитке - соберем ярко иллюстрированное интернет издание, нужное всем.
Потом опубликуем и в печатном издании.

Для начала, например, Соберем материалы по местечку "Костромские Жигули".
О краснокнижных видах, которые там были встречены.

Что думает по этому пововоду сообщество 58-ой параллели?

Анна В.

Прикрепления:


Сообщение отредактировал
CucciДата: Пятница, 11.02.2011, 04:39 | Сообщение # 39
Группа: Рассылка новостей
Сообщений: 7
Статус: Offline

"Предложение, собственно, такое.

На страницах нашего сайта начать публиковать материалы про редкие виды из Красной книги КОстромской области."

cool Как Сообщество уже в курсе, я выбираю обоснование фитоценотической роли позднесукцессионных эдификаторов - пихты и лиственницы - в старовозрастных древостоях. Это пока. А в перспективе - подходы к обеспечению устойчивого развития районов произрастания редких и уязвимых видов. cool

Прикрепления:


Сообщение отредактировал Cucci - Пятница, 11.02.2011, 04:40
НатулькаДата: Пятница, 11.02.2011, 10:52 | Сообщение # 40
Группа: Рассылка новостей
Сообщений: 40
Статус: Offline

Только мааааааленькая ремарочка. Ни пихту ни лиственницу в Красную книгу слава Богу не внесли
Прикрепления:


Сообщение отредактировал
UlitДата: Пятница, 11.02.2011, 15:32 | Сообщение # 41
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Offline

Cucci писал:
Как Сообщество уже в курсе, я выбираю обоснование фитоценотической роли позднесукцессионных эдификаторов - пихты и лиственницы - в старовозрастных древостоях.

А что по-русски сказать слабо: Обоснование роли пихты и лиственница, как преобладающих пород в старовозрастных древостоях.
Не с легкой ли руки таких крупных ученых попадают в Красную книгу беззубки, шершни, обыкновенные осы и др.

Прикрепления:


Сообщение отредактировал
НатулькаДата: Пятница, 11.02.2011, 16:47 | Сообщение # 42
Группа: Рассылка новостей
Сообщений: 40
Статус: Offline

Кстати насчет шершней. Через 10 лет будет переиздание Красной книги (реально как я понимаю, уже через 8, в Книге то 2009год указан, так что ждать уже недолго biggrin ) исправленное и дополненное. Предлагаю начать собирать информацию о распространении занесенных в данный момент видов. В конце апреля обычно бывает конференция на факультете, так что то что соберем к тому времени можно будет опубликовать. Пишите мне на почту Aranei507@rambler.ru
Прикрепления:


Сообщение отредактировал
CucciДата: Суббота, 12.02.2011, 15:13 | Сообщение # 43
Группа: Рассылка новостей
Сообщений: 7
Статус: Offline

Наташ, пихта и лиственница - не в Красной книге, но они являются эдификаторами сообществ, куда входят угрожаемые виды.

Улит, извините, но во-первых, я не крупный учёный, а аспирант первого года, а во-вторых, название темы у меня точно не будет содержать слово "обоснование", потому что в заголовках современных работ по биологии приветствуется чёткая конкретика, что это за тема, а не "обоснование", "к вопросу о...", "в дополнение к..." Названия, начинающиеся с таких слов, характерны для предыдущих поколений исследователей...

Прикрепления:


Сообщение отредактировал
НатулькаДата: Суббота, 12.02.2011, 15:22 | Сообщение # 44
Группа: Рассылка новостей
Сообщений: 40
Статус: Offline

Как вы лодку назовете, так она и поплывет....
по-моему, важно, чтобы за названием стояло содержание.
А то назовут что-нибудь вроде "Некоторые морфобиологические особенности типичных представителей каудексовой жизненной формы в экосистемах различной степени нарушенности в Костромской области"... а сами сравнивают два одуванчика - один с луга, другой с обочины дороги
Все-таки сайт рассчитан на достаточно широкую публику большинству которой смыл загадочного слова "'Эдификатор" не понятен.
Прикрепления:


Сообщение отредактировал Натулька - Суббота, 12.02.2011, 15:25
UlitДата: Суббота, 12.02.2011, 20:07 | Сообщение # 45
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Offline

Cucci, во все времена особым уважением пользовались молодые и маститые ученые, которые популярно и доступным языком доносили свои научные знания до студентов и широких кругов населения.
Прикрепления:


Сообщение отредактировал
  • Страница 3 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск:
 








© ЛУЛЭ 2024
Сайт управляется системой uCoz