Исследования проводились в лицее №34 города Костромы и шарьинской (сельской) школе №6. Среди учащихся восьмых и десятых классов проведено анкетирование, в ходе которого школьникам предлагалось перечислить экологические проблемы, актуальные для Костромской области. Всего было опрошено по 50 человек в каждой школе.
Результаты опроса показали, что городские и сельские дети по-разному осведомлены в данном вопросе.
Городские школьники считают экологическими проблемами только те, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Большинство учащихся (63%) указали на захламленность и недостаточное озеленение города Костромы. Только 4% опрошенных упоминали чрезмерную вырубку лесов в области и вымирание редких видов. 33% городских школьников, принимавших участие в опросе, вообще ничего не знают об экологических проблемах области.
Анкетирование, проведенное в шарьинской школе, показало, что сельские школьники шире осведомлены об экологических проблемах области.
На проблему чрезмерной вырубки лесов указали 63% опрошенных школьников, 7% - на загрязнение лесов бытовым мусором, 8% обеспокоены проблемой исчезновения редких видов. 4% школьников считают экологической проблемой недостаточную информированность населения о проблемах экологии, на безответственное отношение людей к природе указали 5% учащихся. Загрязнение Шарьи мусором считают экологической проблемой 10% опрошенных. Только 3% сельских школьников не осведомлены о состоянии окружающей среды в области.
Таким образом, содержание экологического просвещения в сельской и городской школе должно отличаться. В городской школе необходимо больше внимания уделять методам «полевой экологии»: проведению экскурсий в природу и организации экологических троп. Сельским школьникам не хватает теоретических знаний. Поэтому экологическое просвещение должно включать в себя теоретические вопросы экологии. Реализация данного подхода возможна через проведение викторин, интеллектуальных игр и конференций.
БИОЛОГИЯ НАУКА XXI ВЕКА: 15-я международная Пущинская школа-конференция молодых ученых. (г. Пущино, Московская обл., апреля 2011 года) Сборник тезисов., с. 323-324