В данной статье описаны первые впечатления сотрудников нашей лаборатории, выступивших в роли устроителей экскурсоводов на экологической тропе.
Идея создания экологической тропы созрела в сознании сотрудников лаборатории довольно давно. Еще в 2012 году сотрудником ВВФ России Еленой Анатольевной Рай был проведен семинар по проектированию экотроп (ссылка) Вооружившись знаниями, умениями и мудрым опытом предшественников, сотрудники лаборатории взялись за дело. Уже на следующий год были запроектированы несколько потенциальных маршрутов экологических троп (живописное место на левом берегу р. Волга в районе «Козловых гор», правый берег р. Кубань рядом с санаторием «Сосновый бор» и левый берег р. Кубань на месте бывшего пионерлагеря «Родничок»). Места для экологических троп подбирались из учета биологического разнообразия и транспортной доступности для посетителей (и устроителей).
Первый опыт проведения экскурсии в силу обстоятельств выпал на экологическую тропу в районе бывшего лагеря «Родничок».
В роли экскурсантов выступили две группы школьников из летнего пришкольного лагеря, возрастом от 8 до 12 лет. Всего около 40 человек.
Начало экскурсии на экологической тропе
Школьники на экологической тропе посетили несколько тематических точек. На каждой точке, экскурсовод делал небольшой рассказ по определенной теме (древесные и кустарниковые породы, лесные травы, лесные почвы и лесной опад). Далее школьники получали задания и в зависимости от его выполнения получали баллы. В конец баллы суммировались, и команда, набравшая большее количество - получала памятные подарки.
Вместе с объяснениями, играми и переходами – продолжительность экскурсии составляла около 1.5 часов.
Дети знакомятся с лесными почвами
А теперь перейдем к нашим впечатлениям – впечатлениям устроителей и экскурсоводов. Как всякие впечатления были положительные, были и отрицательные. Начнем с положительных: 1. Удалось наладить диалог между «нами» и «ими». Детки не боялись вступать в дискуссии с лектором по провокационным вопросам, и в то же время игнорировали или отшучивались от вопросов – ответы на которые уж очень очевидны – «Мы ведь не маленькие». 2. Детки не боялись леса – и это не может не радовать. В поисках нужных «травок» они довольно далеко отходили от дорог. НО за ними всегда следовали их кураторы. 3. Порадовали знания школьников, как выяснилось, в этом немалая заслуга их школьных учителей по природоведению и ботанике. Дети научили нас, как считать возраст у маленьких елочек «по кругам» (т.е. по мутовкам) и по годичным кольцам, а также объяснили: почему одни кольца шире другие – уже. Без боязни детки брали образцы почвы из разных горизонтов, подготовленного почвенного шурфа, а также объяснили, почему на дне шурфа скапливается вода и не просачивается внутрь и т.д. 4. Порадовало, что дети ни разу не отвлеклись на свои мобильные телефоны - это наша маленькая победа :-)
Дети дружно отвечают на вопросы и зарабатывают баллы
Дети работают в группах
Были и отрицательные моменты: 1. Не сработал наш запрет на срывание различных растений, листьев, веток и в особенности ягод (перед малиной они уже не смогли устоять). 2. Не сработал наш запрет на мусор в лесу, к сожалению, нам не удалось привить деткам правило: «Что в лес принес, то забери обратно». Пришлось нам, как устроителям собрать весь, оставленный ими мусор, а в конце высказать свои замечания, но было уже поздно – детки были заняты рассматриванием памятных открыток с экологической тропы.
Заключительная точка "Река и лес, лес и река"
Фотографии на память со своими кураторами-экскурсоводами (Не обойтись без рожек :-) )
Вот таким нам увиделся наш «первый экскурсоводческий блин» - еще есть над чем работать. В конце необходимо перечислить всех устроителей – экскурсоводов нашей экотропы: Полина Савельева Маша Смирнова Лида Смирнова Михаил Анатольевич Илья Петухов Руководитель: зав. лабораторией Устойчивости лесных экосистема, к.б.н. Немчинова Анна Викторовна. |