Природоохранное законодательство во все времена, в любых точках планеты, в том числе и на территории Костромской области, создается мыслью человеческой, как знак выражения обеспокоенности текущим и, особенно, грядущим состоянием природных систем, так или иначе, вовлеченных в сферу взаимодействия с человеческой деятельностью: земле-, лесопользованием, градостроительством, ресурсопотреблением и др. Как правило, все природоохранные законодательные акты несут ограничения или полный запрет хозяйственной деятельности человека в природе. Что заставляло общество во все времена предпринимать меры приостановки беспредельного ресурсопотребления и тотального преобразования природы и отодвигать в сторону приоритетность целей экономического роста и получения выгод? Может быть, перед утверждением каждого природоохранного акта решающим становилось слово науки, предупреждающей и прогностирующей негативные последствия действий человека и хозяйственной деятельности на природу? Скорее, это - дело будущего. В наши дни ученые лишь начинают предупреждать о тех или иных угрозах и экологических последствиях, основывая свои доводы на научных прогностических моделях климата, природных систем. История природоохранного законодательства изобилует, как раз, фактами противоположных ситуаций, когда критическое состояние тех или иных природных систем и их компонентов вынуждало человечество к законотворчеству. Экологические потрясения 20 века тому пример. Последствия сведения лесов в Европе, тропических странах, угрожаемое снижение численности до полного исчезновения видов промысловых животных, загрязнение источников поддержания здоровья человека (воды, воздуха, пищевых ресурсов), истощение источников полезных ископаемых и проблемы с утилизацией отходов стимулировали правительства к природоохранному законотворчеству на государственном и международном уровнях. Подписаны конвенции, изданы законы, кодексы и множество подзаконных актов в различных отраслях, имеющих отношение к окружающей среде и природным ресурсам. Исторически сложилось, что большинство законодательных ограничений было и остается связанным с охраной собственности на природные ресурсы (см. список литературы). Собирательство, бортничество, охота, рыбная ловля, свод лесов под посевы зерна всегда сопровождались защитой владельческих прав на природные объекты (частная или государственная собственность). В целом государство стимулировало природоохранную деятельность, поддерживая интерес к природным ресурсам как источникам дохода, в том числе, для ведения войн, а позднее для расширения сферы экономического и политического влияния. Современное природоохранное законотворчество – непрерывный процесс совершенствования имеющейся законодательной базы, направленной на управление потреблением и воспроизводство природных ресурсов, на сохранение среды обитания живых организмов и человека. Совершенно ли законодательство, призванное охранять природу? Уровень природоохранной законодательной базы – отражение состояния отношений в системе Природа-Человек, на чашах весов в которой с одной стороны – экономическая выгода, с другой – устойчивость природных систем. А может быть и то, и другое тесно взаимосвязаны? Отражает ли это современное законодательство? Судите сами. На странице нашего сайта приведен перечень ссылок на действующие законодательные акты в сфере охраны природы и управления природными ресурсами и территориями, в том числе, изданных в Костромском регионе. Немчинова Анна
|