Вторник, 07.01.2025, 04:35Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 


Cайт Лаборатории устойчивости лесных экосистем 

Вдоль 58-ой параллели. Сайт об экологии лесов Костромской области | Главная | Мой профиль |Выход | Регистрация| Подписаться на новости
» Темы



» Что мы делаем

» Категории раздела
По страницам Красной книги 58-ой параллели [4]
Краеведческие заметки [2]
Заметки об экспедициях [1]
Что говорят другие [3]
Заметки о путешествиях [0]

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » 2009 » Июль » 28 » Заповеднику «Кологривский лес» в Костромской области уже 2 с половиной года, а что мы знаем о нем? Часть вторая.
Заповеднику «Кологривский лес» в Костромской области уже 2 с половиной года, а что мы знаем о нем? Часть вторая.
22:53
Продолжение.
В начало.


Часть вторая. Из истории проектирования. Аргументы.

Статья из газеты «Московский комсомолец в Костроме» за август 2001

Сбудутся ли мечты ученых о создании Костромского заповедника?
Немчинова А.В.

   Прошлым летом нам – аспирантам Костромского университета им. Некрасова Н.А. посчастливилось участвовать вместе с московскими учеными в работе экспедиции по изучению территории будущего Костромского заповедника. В составе экспедиции были специалисты различных направлений: почвоведы, геоморфологи, зоологи и геоботаники. Целью исследований была научно-изыскательская работа по комплексному описанию природы территории для обоснования проектирования Государственного природного заповедника «Кологривский лес».
     Прошел год, а заповедника в области так и нет. Уже тогда казалось, что вот-вот будут согласованы все вопросы по проекту и будут поставлены все необходимые подписи должностных лиц, и заповедник, сотый по номеру среди заповедников России, найдет свое существование.
     Однако, как выяснилось, организация охранной зоны в этих местах имеет куда более продолжительную историю. На уникальность данного лесного массива обратили внимание еще во времена государя Петра 1. Его Указом лес отнесен в категорию государственных казенных рощ. Леса, которые никогда не попадали по топор и не горели, еще в 40-е года ХХ века занимали огромные площади. С начала 50-х и до конца 80-х они были практически вырублены, при чем варварскими способами: рубили больше, чем могли вывезти, часть утонула в реке во время сплава. В 1957 году Академия Наук СССР обосновала необходимость создания сети заповедников в СССР, в том числе и в южно-таежных лесах Костромской области. В 1966 году Исполком Костромского Облсовета принял решение о создании государственного заповедника в междуречье рек Понги и Кисти, но бюрократические препоны и тогда не позволили это сделать. В 1984 году Костромским пединститутом и Костромской Госохотинспекцией были разработаны предложения о создании заповедника на площади 156 тысяч гектар, но от заповедного леса осталась только площадь в четыре квартала (918 га !) в виде Памятника природы «Кологривский лес». Остальная территория подверглась вырубке.
     Перечитывая статьи и книги, написанные о Кологривском лесе, перед глазами проносятся фамилии известных и неизвестных ученых и их помощников: специалистов разного профиля, лесников, егерей, руководителей разных рангов и просто жителей этого района, которым не безразлична судьба края. Некоторые уже ушли из жизни, как например, костромской ученый Александр Васильевич Письмеров. Почти четверть века он жил с мечтой о создании биосферного заповедника. Да и все, кто хоть раз входил в Кологривский лес, задавался вопросом «Как сохранить этот лес?»
    О нем будут вспоминать и восторгаться его величием и красотой еще многие поколения. Даже если не удастся его сохранить, будут помнить об истории создания заповедника, о надеждах и чаяньях десятков людей в прошлом, хотя память эта будет грустной и укоряющей, так как мы можем лишить потомков еще одного неповторимого, нерукотворного и пока ненарушенного уголка природы. Потеря уникальной экосистемы нанесет невосполнимый ущерб, который не может быть выражен количественной денежной оценкой.
    Наше первое знакомство с Кологривским лесом произошло не сразу – добирались на грузовике по лежневке, отражая атаки полчищ оводов и слепней, затем четыре километра пешком по тропе с тяжеленными рюкзаками. Но уже тогда, сердце ботаников переполнял восторг от встречаемых растений, к которым и нагнуться-то было проблематично. Только после отдыха в вагончиках у ручья, мы пошли на экскурсию непосредственно, на территорию заказника, носящего название «Кологривский лес». 

    Казалось бы, много лесов в Костромской области, в которых каждый из нас побывал, но, ступив в этот лес, мы сразу же ощутили его волшебное завораживающее влияние. Беззаботность и веселость уступили место чувству уважения и почтения, которого поистине заслуживают могучие и величавые деревья – хранители времени. Ведь данный лесной массив представляет собой участок девственных, нетронутых рубками и пожарами на протяжении нескольких столетий коренных еловых с примесью пихты сибирской таежных лесов. 
    
    Высокие – «шапка с головы», как говорил наш егерь-проводник Валентин, старовозрастные ели, липы и пихты в верхнем ярусе с диаметром стволов в несколько обхватов, создавали неповторимый особенный микроклимат в лесу. Во втором ярусе - ива козья, рябина обыкновенная – крупные, высокие деревья, не сравнишь с их кутарникоподобными сородичами в пригородных лесах. На земле мягкая лесная подстилка, покрытая ковром зеленых мхов. Передвигаться по такому лесу, правда, не легко – перелезали через поваленные стволы, через полусгнившие колоды. Вообще, городскому, да и современному сельскому жителю, вряд ли приходилось видеть похожие лесные пейзажи с гигантскими изломанными во время грозовых бурь стволами, с ветровальными деревьями и вывороченными корнями в несколько длин человеческого роста, с лохмотьями лишайника уснеи на еловых лапах.     Вспоминаешь описания дремучих лесов в русских сказках, и не удивительно было бы однажды натолкнуться на избушку на курьих ножках. Недаром наш зоолог Виталий Зайцев приходил в этот лес с красками и кистью, пытаясь запечатлеть дух этого леса.

                                                                     

    Свое величие Кологривский лес доказал нам и во время грозы, которая застала нас во время маршрута. Стена ливня, гул мощных крон и стон гнущихся стволов, резкий раскат грома прямо над нашими головами и вспышки света заставили нас двигаться назад по едва угадывающейся тропе. Обратный путь был уже завален свежеповаленными старыми деревьями, стволами, раздробленными прямым попаданием молнии. Мокрые скользкие колоды опрокидывали опрометчиво ступивших на них. Бушевавшая в кронах деревьев стихия гнала нас из леса, а как же иначе – заповедная зона.
    
    Не забываемы лесные реки и ручьи тех мест и все они очень индивидуальны: Вонюх, Лондушка, Понга, Сеха, Кисть…
    Вонюх – небольшая речка, приток реки Унжи протекает в крутых берегах, сложенных еще во времена наступления и отступления ледника, поэтому вода перекатывается по крупным окатанным валунам, которые попадаются вместе с гравием также и в грунте берегов. Речка протекает среди удивительного по составу древесных пород участку леса. Ель, липа, береза, пихта, осина – в верхнем ярусе. Чуть ниже, во втором – клен остролистный, вяз шершавый и снова липа, в подросте - ель, пихта, липа. К воде склоняется ольха серая. Причем ель в этих местах необычная. Здесь пересекаются области распространения двух видов елей: ели европейской и ели сибирской. Гибридная форма – ель финская отличается гигантскими размерами стволов, что подметили еще наши предки.

    Пробираясь через заросли вдоль реки, местами встречаются запруды, созданные плотинами бобров, река петляет. От воды прямо в заросли бодяка отходят хорошо вытоптанные тропы бобров. Бодяк овощной - кормовое для них растение. Неподалеку - обточенные как карандаши, лежат на своих пенечках стволики поваленных осин. Это незаконченная работа бобров.
    Великолепное разнообразие прибрежной и водной растительности восхищает ботаников. Густой каймой вдоль реки, кусты черной смородины переплетаются с таволгой вязолистной, жимолостью лесной, черемухой, калиной и малиной. Их сменяют заросли крапивы жгучей, сныти обыкновенной, валерианы лекарственной и ядовитого растения - аконита высокого. Тенистая сырая пойма реки создает превосходные условия для разнообразия папоротников: страусника или иначе – страусова пера, кочедыжника женского, щитовника распростертого, фегоптериса, диплазия. Редкие растения, нуждающиеся на территории Костромской области в охране, здесь нашли себе приют. Это: и колокольчик широколистный – выше человеческого роста, с крупными бело-розовыми цветками-бубенцами, и воронец красноплодный – невысокое ядовитое растение с кистями ярких сочных ягод, и волчеягодник, иначе - волчье лыко, и княжик сибирский – красивая древовидная лиана с мохнатыми крупными соплодиями.

    В Вонюхе, как и в большинстве других рек территории, обитает редкий исчезающий вид рыбы – хариус европейский. Его плотность пока достаточно высока, хотя и быстро снижается из-за браконьерства. В верховьях Вонюха и других малых рек обитает европейская норка. Этот вид повсеместно исчезает и описываемая территория - одна из немногих в Средней России, где он еще встречается. 
   
    На территории заказника лес никогда не рубился, в то время, как большая часть южно-таежных лесов подвергалась многократным рубкам, в результате чего, были нарушены естественные процессы лесовосстановления, приведшие к снижению продуктивности таких лесов и современным проблемам лесопользования. На обширных территориях нарушился гидрологический, климатический и в целом весь биосферный режим.
    По словам Письмерова А.В., в результате более чем полувекового экстенсивного развития лесного хозяйства и лесной промышленности, хищнической технологии лесосечных работ, основанной на проведении сплошных концентрированных рубок, почти повсеместно произошла смена первичных коренных хвойных формаций вторичными мягколиственными лесами. Но вырубленные в Евpопейско-уральской зоне хвойные леса («первый нуль») успели обсеменить лесные площади. Под пологом формирующихся на их месте вторичных мягколиственных лесов образовался второй ярус хвойных насаждений. 
 

    Такая картина наблюдается на территории вокруг заказника, которая подверглась рубкам только один раз, и на месте коренных разновозрастных еловых, сосново-еловых и теневых широколиственных лесов возникли производные березняки, осинники и сеpоольшатники, несущие в себе огромный потенциал естественного возобновления темнохвойных и теневых широколиственных пород в виде подроста и второго яруса.
   Поэтому, очень важно сохранить и включить всю эту территорию в состав заповедника. Так как в результате дальнейшей эксплуатации уничтожение последнего хвойного элемента леса второго яруса и подроста, который еще не успел обсеменить землю, приведет лесопокрытые площади к такому состоянию, что на них никогда естественным путем уже не возникнут хвойные леса.
   Хвойные насаждения будут приведены, таким образом, ко «второму нулю» что в конечном итоге может привести к деградации лесного покрова хвойных формаций на этой территории. Такую картину замены высокопродуктивных хвойных дpевостоев в низкопpодуктивные олуговелые гнилые осинники, можно наблюдать в Подмосковье и в других центральных и южных областях европейской части страны, леса которых были неоднократно пройдены промышленными рубками.
     Уже через 150-250 лет в заповедной зоне возродился бы исходный вид лесной экосистемы. Эти цифры оказывают на большинство современных предпринимателей лесозаготовителей ошеломляющее воздействие - как можно столько времени ждать?     Необходимо решать сегодняшние экономические проблемы! И надо обладать философски тонким гражданским мышлением, чтобы именно в это экономически сложное для всех нас время согласиться уступить лесопокрытые площади будущим поколениям. К тому же речь идет всего о нескольких десятках тысяч гектар, расположенных на стыке Парфеньевского, Нейского, Чухломского и Кологривского районов, а также в Мантуровском районе.
   

Заповедник – это гордость региона, в котором он существует. Люди, участвующие в его создании, те, кто решаются поставить подпись в документе о его создании – это настоящие патриоты своего края, прокладывающие мост в цивилизованное будущее, в котором среди индустриальных ландшафтов окажется сохраненным клочок земли с неизмененной самовосстанавливающейся и саморегулирующейся растительностью и животным миром – картинка, «живой сайт», покруче виртуального. Цены этому лоскутку земли не будет в том закомпьютеризированном мире.

Уже совсем скоро для нашей цивилизации остро встанет вопрос о возрождении таких саморегулирующихся природных систем, так как на настоящее время никакие искусственно созданные природные культуры не способны самостоятельно без участия человека поддерживать свое экологическое равновесие, самовосстанавливаться и справляться с воздействием меняющейся окружающей среды. Не сохранив первобытные леса сейчас – потом придется: или тратить значительные средства для восстановления прежнего облика у изуродованных низкопродуктивных лесов, или учиться выращивать леса самим, но учиться уже будет негде – эталонные участки к тому времени исчезнут и на обучение уйдут века.

   Важно еще и то, что заповедная зона не может без ущерба для себя иметь площадь, сильно ограниченную искусственными границами. Ее минимальная площадь должна соответствовать генетически однородной территории, которая в свою очередь определяется совокупным составом видов растений и животных, находящихся в определенной зависимости от территориальных характеристик местности. 
    
   Так величина площади мест обитания популяций животных, особенно крупных, зависит, прежде всего, от их кормовой базы. Сокращение охранной зоны, при дальнейшей эксплуатации территории вокруг нее, заставит уйти оттуда многие виды животных, которые или резко сократят свою численность или закончат свое существование вследствие промысла или браконьерства. В заповеднике останутся только мелкие животные, нарушатся пищевые и другие экологические связи, пострадают многие виды. Смысл заповедания теряется.
   В случае же соблюдения рекомендаций о размерах заповедника – будет наблюдаться обратная картина: животные будут в заповедных местах покоя размножаться, молодые особи уходить с этой территории и распространяться вокруг, в том числе в охотничьих угодьях. И в этом случае ждать придется гораздо меньше, чем 150-250 лет.
    Кологривский лес уже оценили на международном уровне. Этот маленький кусочек нетронутой природы внесен в список 100 самых ценных лесов Европы, а в России таких объектов только 6, остальные в списке - из других стран. Осталось оценить по-настоящему его значение и нам – костромичам.
    Доведется ли нам гордиться своим заповедником, и сбудутся ли мечты ученых? Судьба его, как и почти полвека назад, снова в руках ответственных лиц нашего города и области. Как бы хотелось, чтобы их степень ответственности благодарно оценили наши потомки и наши современники.
территории, которая в свою очередь определяется совокупным составом видов растений и животных, находящихся в определенной зависимости от территориальных характеристик местности. 
    

Продолжение следует...
Категория: Краеведческие заметки | Просмотров: 4710 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 2
1 Кудрявцев Виктор  
Читаешь рассказ и словно сам снова побывал в заповеднике. Вот только жаль "Лешего" убитого недавно охраной заповедника. Зачем? Вот надо было брать в штат егерей. Видимо кому-то из местных царьков мешал человек. А кто - нибудь был привлечен к уголовной ответственности? А семью Лыковых из Сибири почему не расстреляли. Они тоже жили в заповеднике.

2 Администратор  
"Жаль Лешего" - ни от кого не слышала иных слов, чем эти после того печального события.
Возможность привлечь отшельника к охране заповедника была явно упущена из-за неумения руководства заповедника договориваться с простыми людьми. Кроме того, не думаю, что это был "последний" в тех краях браконьер, и многим выгодно было сделать именно его крайним.
Во время облавы на отшельника нарушений законодательства со стороны охранников не было усмотрено: он нарушал охранный режим заповедника, проживая на его территории, добывал пропитание, браконьеря, а при задержании, как говорят, оказал сопротивление.
И все же жаль, что не нашлось иного способа.
Думаю, сотрудники заповедника тоже сожалеют о случившемся.
Сам дух нетронутого ни топором, ни огнем заповедного леса теперь, можно сказать, осквернен.
Жаль...
О семье Лыковых слышала из уст Пескова Василия Михайловича. Он навещал эту семью не раз и внушал всем в своих публикациях уважение к их отшельничеству.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Горячие точки на Зеленой параллели:
  • Лесам на особо охраняемых природных территориях Костромской области угражают вырубки
  • Статус Государственного природного заказника Сусанинскому болоту до сих пор не возвращен!

» Примите участие!


 
» Вход для зарегистрированных

» Поиск

» Календарь
«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

» Архив записей

» Друзья сайта











© ЛУЛЭ 2025
Сайт управляется системой uCoz