Суббота, 20.04.2024, 05:04Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 


Cайт Лаборатории устойчивости лесных экосистем 

Вдоль 58-ой параллели. Сайт об экологии лесов Костромской области | Главная | Мой профиль |Выход | Регистрация| Подписаться на новости
» Темы



» Что мы делаем

» Категории раздела
По страницам Красной книги 58-ой параллели [4]
Краеведческие заметки [2]
Заметки об экспедициях [1]
Что говорят другие [3]
Заметки о путешествиях [0]

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » 2009 » Июль » 28 » Региональная идентичность Костромской области
Региональная идентичность Костромской области
10:03
 Статья публикуется с сайта Александровского Православного Братства  http://albrat.ru/ с разрешения автора сайта

Региональная идентичность Костромской области


студентка географического факультета МГУ

    Костромская область имеет довольно неоднозначный образ: в нём слились элементы былого величия «колыбели дома Романовых», области на Волге, родины корабельных сосен и умелых мастеров, таящихся «в лесах», а также представления о глухом медвежьем углу и современном депрессивном регионе. Это интересный староосвоенный регион с богатым историческим, культурным и природным наследием, что находит отражение в разных элементах топонимики, геральдических символах, названиях продукции костромских предприятий, СМИ, новых региональных брендов.

      Топонимика региона претерпела немного изменений и сохраняет древние финно-угорские названия физико-географических объектов и населённых пунктов, только 2 района носят названия с отпечатком советской эпохи – Антроповский и Октябрьский, что примечательно, райцентром последнего является село Боговарово. Названия улиц городов, а также ряда сельских населённых пунктов носят привычную окраску XX века: центральные улицы по-прежнему названы в честь партийных лидеров и видных деятелей, однако есть попытки вернуть исторические называния, хотя бы в форме вторых дублирующих табличек и указателей, так как костромичи очень гордятся своим прошлым. Сельские населённые пункты переименованы не будут, так как их называния отражают время их основания – собственно, в сельской топонимике всё равно преобладают традиционные названия.

      Некоторые топонимы и вовсе стали нарицательными: на протяжении долгого времени они символизируют беспросветную глушь и провинцию, например, Кологрив и Чухлома. Это подчёркивает положение региона в явном «углу» Центральной Росси. Помимо традиционных финно-угорских и славянских топонимов в Костромской области есть и два «персонифицированных» района: Сусанинский и Островский. Сусанинский связан с местом подвига русского крестьянина, который и по сей день является одним из первых образов региона, Островский – в связи с усадьбой Щелыково, где долгое время жил писатель Щелыков. Сегодня обе личности играют ключевые роли в формировании имиджа региона, о чём подробнее будет рассказано позже.

      Геральдика. Костромская область гордится тем, что герб Костромы был первым городским гербом, официально утверждённым Екатериной II. И, в целом, костромская геральдика весьма интересна и довольно точно отражает специфику региона. В области прошли 3 «волны» формирования гербов: самый древний, екатерининский, когда появились гербы основных населённых пунктов, затем советский (гербы этого периода в работе не рассмотрены, так как отражают исключительно экономическую специализацию территории), а также современный – после 2000 года в области появились около 15 новых гербов, были отреставрированы старые, дореволюционные.

      Основные традиционные цвета символики Костромской области – голубой и жёлтый, вернее, по правилам геральдики, лазоревый и золотой. Первый символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо и воду, что для этого региона более актуально, золото символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение, применительно к Костромской области, вероятно, ещё и лес. Кроме того, золото на голубом – это цвета дома Романовых, который к региону имеет непосредственное отношение. Таким образом, первая «волна» гербов характеризуется лаконичностью и доминированием двух цветов: голубого и жёлтого. Исключением является герб г. Галича, где преобладают красный и белый (серебряный) аспекты: символы благородства, храбрости, мужества и крови, пролитой в честном бою (что не удивительно, так как Галич неоднократно подвергался набегам разных народов и выходил победителем). Объекты, изображённые на гербах того времени также предельно просты: герб Костромы изображает ладью, на которой путешествовала Екатерина II, на гербах других городов в верхнем поле красуется развёрнутый герб Костромы, а в нижнем – объект, давший поселению название (кологривский конь, буйский поплавок, солигаличские солеварни…) или характеризующий его роль в то время (макарьевские колокола – символ монастыря и ярмарки, чухломские трезубцы – символы рыбного промысла и т.д.). Галичский герб украшает «воинская арматура», подчёркивая «боевой дух» этого города.

Рис. 1 Гербы конца XVIIIв. : Кострома, Кологрив, Нерехта, Солигалич, Макарьев, Кадый, Чухлома, Буй, Галич


     Гербы советской эпохи, как правило, изображали образы промышленности и сельского хозяйства на красном фоне и были невыразительны. Современная геральдика области рисует очень яркую и специфическую картину региона. К традиционным цветам добавляется зелёный, который символизирует леса, «экологическую чистоту» территории, реже – сельское хозяйство, чаще стал появляться красный цвет, возможно, как наследие прошлого периода, В целом же сохранилось, а в отдельных случаях и усилилось влияние природных элементов на формирование внутрирегиональных геральдических образов. Символы новых гербов очень живописны и формируют определённые представления о городах и районах: своё отражение нашли Иван Сусанин (изображение его памятника на гербе Сусанинского района), Снегурочка (Островский район), лось – один и новых символов Костромской области в связи с развитием лосефермы на её территории, медведь (Вохомский район, один из самых периферийных, так что медведь органично вписывается в свой «угол»), ювелирные украшения – символ поселения ювелиров, с. Красное-на-Волге. Кроме новых образов на современных гербах сохранились традиционные изображения рек и ладьи, более ярко отразились религиозные символы: очертания куполов, кресты, в чём угадывается значительное влияние Костромской епархии в жизни региона. Отдельные гербы являются компромиссным вариантом между традиционной символикой и образами нового времени: герб г. Мантурово и Мантуровского района украшает грифон, позаимствованный с фамильного герба династии Романовых, который плывёт на бревне (символ деревообрабатывающей промышленности) по водам Унжи. Из общей логики выбивается герб Межевского района, где изображён Георгий Победоносец, но это связано с названием райцентра – с. Георгиевское.

Рис. 2 Современные гербы: Антроповский, Октябрьский, Островский, Павинский, Нейский, Вохомский, Мантуровский Шарьинский, Красносельский, Сусанинский, Пыщугский районы



     Одним из современных проявлений региональной символики является оформление региональных и районных сайтов. Как правило, наиболее ярко специфика прослеживается по «шапкам» сайтов - верхним полосам, где расположено название веб-страницы. Не все сайты области отличаются хорошим художественным оформлением, однако многие заслуживают внимания. Для поиска непосредственно региональных черт стоит обратиться не к сайтам административных органов – их дизайн носит общегосударственную символику, лучше всего искать «неофициальные» сайты городов и районов. На интернет-страницах Костромской области чаще встречаются те же цвета, что и на гербах: голубой, жёлтый, белый, кроме того, геральдические знаки почти всегда участвуют в оформлении сайтов и порталов. Интересны и символы: как правило, веб-страницы украшают достопримечательности местности, в Костромской области это, как правило, историко-архитектурные памятники (особенно это касается церковных сооружений, даже на страницах ЛВЗ), реже – памятники выдающимся личностям (здесь лидер – Иван Сусанин). Экономических достижений, как часто бывает на сайтах других регионов, в Костромской области почти нет. Иногда встречается изображение автокрана «Галичанин» и продукции деревообработки, на одном из сайтов встречается изображение труб Костромской ГРЭС. Но, в целом, индустриальные объекты на сайтах региона можно встретить нечасто, потому что ярких промышленных брендов в области практически нет. Таким образом, оформление веб-сайтов области говорит об архитектурном и культурном богатстве области, реже – о природном наследии, отодвигая на второй план экономические достижения и символы новой эпохи.

Рис. 3 Примеры «шапок» веб-сайтов Костромской области





     «Обыденную» идентичность можно проследить по названиям основных костромских брендов, учитывая географическое положение. В целом, регион относится к основному ядру славянского расселения, в XV-XVII вв. относился к зоне Замосковных городов, позже прочно занял положение «при» двух столицах, всегда оставаясь немного в стороне. По другим классификациям и сеткам Костромская область – это регион Верхневолжья, территория «в лесах» (по Мельникову-Печерскому) на стыке Московской промышленной области и удалённого, патриархально-монастырского Северо-Востока Европейской равнины. Впрочем, костромские названия слабо отражают территориальную привязку региона, хотя название любимой местными жителями водки «Среднерусской» твёрдо «привязывает» область к центру. Приволжское положение Костромской области находит отражение только в названиях гостиниц, театров, реже – промышленных предприятий (завод «Волгарь»). Недавно появилась минеральная вода «Волжская». Положение региона на северной периферии Центра России в прошлом угадывалось только в названии «Северной газеты», но она больше не издаётся. Однако «северность» области проявилась в её новом имени: «Кострома – родина Снегурочки». Этот бренд закреплён и в геральдике, и в ежегодном конкурсе красоты «снегурочек», и в марках водки и минеральной воды. Кроме того, по новой легенде Дед Мороз по пути из Великого Устюга заезжает в Кострому за своей внучкой, что всегда является красочным зрелищем и способствует привлечению туристов и зимой тоже. Периферийное положение подчёркивается и особенностью местной речи: жители области предпочитают говорить: «У нас в Костромском крае», что обычно подразумевает несколько обособленное положение вне основных центров «активности». Интересно и то, что жители осознают невыгодное положение области, что формирует довольно специфическое отношение к родному краю. Так нередко можно услышать фразы: «А дальше (за лесом/забором/полем…) – ничего», «Вот он – конец», «У края бытия…»

     Своеобразный набор образов Костромской области предлагают названия винно-водочной продукции. В области действуют всего 2 ЛВЗ, однако ассортимент их продукции насчитывает более 50-70 наименований. Большинство из них имеет традиционные названия, нисколько не отражающие региональную специфику, но часть из них весьма показательна и заслуживает внимания. К маркам водки можно добавить и названия минеральной воды, потому что этот продукт ориентирован на межрегиональный рынок, а в связи с этим так же, как и водка, должен отражать образ региона. Если следовать логике, предложенной Петровым в статье «Как в капле водки: политика, финансы, регионализм», сначала стоит сделать несколько поправок. Во-первых, водочная продукция Костромской области ориентируется и на Москву, всвязи с чем нередко встречаются названия, отражающие «общенациональное сознание»: «Пора отдыхать», «От Петровича», «Беспохмельная Русь», «Старая марка», «Высшая лига», «Нет проблем», «Федеральная», «Русское раздолье». Во-вторых, костромской регион относится к ядру древней Руси, что, как правило, накладывает отпечаток на название сакрального продукта: часто встречаются эпитеты «державный», «царский», «великий» и т. п. Для Костромской области это очень характерно, притом не только для названий алкогольной продукции – есть объединение «Царская рыба», известная минеральная вода «Царская» и т.п.

      Если разделить марки водок на 4 группы – «место», «событие», объект» и «персона» - получается следующая картина. Костромская область – это регион персон и мест. В меньшей степени представлены объекты, притом исключительно архитектурные («Каланча», «Романовские палаты», «Ипатьевская слобода»), событие – только одно, юбилей г. Костромы (850 лет). «Места» в названиях водки также весьма ожидаемы, соответствуют местам производства продукции – водка «Костромская», «Древний Галич» и т. п., но есть и менее географические привязки – «Лесные» и «Берендеевы поляны». Интересно, что Царь Берендей, пожалуй, один из самых часто упоминаемых в области персонажей: он присутствует в названиях алкоголя, гостиниц и кафе, его именем назван комбинат переработки даров леса в г. Макарьеве. Это говорит о том, что область по-прежнему является глухой лесной стороной, овеянной сказочными образами и былинными героями. Тот факт, что по легенде Берендей оборачивался бурым медведем также подчёркивает роль леса (можно сказать, южной тайги) в сознании жителей, а так же напоминает о «медвежьем углу». Впрочем, за этот бренд Костромская область постоянно борется с Ярославской, где мифический царь упоминается не реже.

     Если проанализировать подборку «персон», которые дали названия костромской водочной продукции, выясняется, что мифических и полумифических персонажей здесь явно больше, чем реальных исторических личностей. К реальным персонажам относятся В.В. Жириновский, впрочем, его «именная» водка выпускалась недолго. Также: генерал Сипягин (герой наполеоновских войн, современник Пушкина), Борис Смирнов (который – не известно даже местным жителям, возможно, это ответ марке «Smirnoff»). На грани реальности находится Иван Сусанин, который в области почитается на протяжении длительного времени – это первый крестьянин, которому был установлен памятник в России, это народный герой, имя которого есть и в топонимах, и названиях различной продукции, а теперь оно проникло даже в сферу услуг (вечерняя дискотека «Сусанин–dance»). Памятник ему стоит в центре города, хотя его чаще называют «мужик на стакане». Интересно, что и этот образ невольно напоминает о лесной глуши и непроходимых болотах, и его трудно назвать позитивным. К мифическим персонажам относятся Костромская Снегурочка, Иван Купала и Царь Берендей, все они напоминают о древних традициях и славянских верованиях. Отдельно стоят ещё три названия: «Галичанка», «Городовой» и «Галилей». Первое – это «милые сердцу женщины», как говорит Петров, второе – скорее всего, символ романтического губернского прошлого, а вот третье вызывает большое недоумение. Однако объяснение можно найти весьма простое: в своё время Галичский ЛВЗ выпускал водку, названия которой начинались исключительно на букву «Г», что тоже наводит на разные мысли.

В целом, получается, что все названия костромской винно-водочной продукции имеют ярко выраженный историко-культурно-сакральный крен. Это говорит о том, что жители региона больше ценят своё прошлое, нежели настоящее. Ещё в названиях алкогольной продукции чётко прослеживается некая «сказочность» восприятия окружающей действительности и постоянная оглядка на Москву.

      Если рассмотреть названия другой продукции, то географический и ментальный подтекст бывает редко заметен. Однако есть одна яркая черта, отчасти обусловленная сильными позициями РПЦ в регионе: в названии многих продуктов и объектов присутствует слово «святой». Наиболее известная за пределами области минеральная вода «Святой Источник» – яркое тому подтверждение, также встречаются и локальные названия «У святого озера» и т.п.

      В названиях СМИ также нет выраженной региональной специфики, возможно, прослеживается некоторая архаичность и оглядка в прошлое, что угадывается в названиях альманаха «Губернский дом», «Костромские ведомости», телеканал «Русь» (влияние включённости в историческое ядро Руси). СМИ локального уровня, как правило, названы по месту дислокации: «Галичские известия», «Ветлужский край» (г. Шарья) и т. п.

      Интересным косвенным индикатором региональной идентичности являются резные наличники на окнах домов. (Подробнее об этом рассказано в статье автора, http://www.galich44.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=98&Itemid=)

      С одной стороны, деревянная резьба повторяет славянские мотивы и оберегающие знаки, с другой стороны – отражает современное восприятие мира и занятия жителей области. Наиболее часто в резных узорах обыгрываются следующие мотивы: лес, зима, рыба, сказочные персонажи и просто художественные орнаменты. Это очень наглядно, потому что, в целом, перекликается с другими индикаторами региональной идентичности. Единственное, что усиливается – это мотив зимы и холода, который в других формах не проявляется. В наличниках же постоянно читаются снежинки, сосульки, морозные узоры. Сказочные персонажи (коньки, дракончики, лешие) как и художественные орнаменты, говорят о мечтательности костромичей, подчёркивают древнюю и сакральную историю региона.

      Обобщая все найденные образы, можно выделить ряд доминант, отражающих всю специфику региона. К природным, бесспорно, относятся лес и вода с двумя вариантами трактовки: как основы хозяйственной деятельности и как символы близости к природе, вместилища мифических объектов. Постепенно формируется и новый бренд - Кологривский лес, объединяющий в себе 2 символа глубокой периферии, не лишённые, впрочем, своего очарования. Культурные доминанты – это либо архитектурные объекты (Каланча, Ипатьевский монастырь), либо более размытые образы прошлого – мотивы губернии, царского дома. Наиболее яркими являются персоналии – «Кострома – родина Снегурочки», главный костромич – Иван Сусанин, «хранитель» костромских лесов – царь Берендей. На этом фоне бледнее выглядит А.Н. Островский, который на самом деле немало времени проводил в Костромской области (тогда – губернии), многие литературные образы он почерпнул именно здесь. Упоминание о нём появляется только в названии района, где расположено его имение. Экономических доминант в районе нет, хотя постепенно область пытается вернуть себе лидерство в льняной отрасли промышленности посредством возрождения текстильного машиностроения, восстановления льнокомбинатов, открытием музея льна и бересты. Но говорить о том, что «Костромской край – льняной рай» ещё рано.

      Завершающим штрихом к портрету Костромской области является несколько черт, присущих местному населению. Несмотря на то, что, в целом, самоидентичность регионов Росси пока ещё развита слабо и только формируется, костромичи дают понять, что их регион – особенный и для них очень дорогой. Его «особенность», или даже «обособленность» невольно угадывается даже в сохранившемся говоре с явным «оканьем», а в отдельных населённых пунктах – с нижегородским «яканьем». А гордость за свой регион и пристальное к нему внимание проявляются в ярких протестных выступлениях против объединения области с Ярославской, против строительства Костромской АЭС, против назначения нового губернатора и т. д.




Категория: Краеведческие заметки | Просмотров: 2375 | Добавил: Администратор | Теги: топонимика, геральдика в Костромской области | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2
2 Cucci  
Статья, конечно, неплохая, но если уж вы являетесь специалистом в области изучения брендов в связи с топонимикой, то как можно заявлять такую очевидную несуразицу: названия Антроповского и Октябрьского районов - типично советские?! Октябрьский - да, козе понятно. Но Антроповский, с центром в Антропове, - это ляпсус, уважаемая! Ну ладно, простительно не знать, что село (позже посёлок) Антропово существует уже не одну сотню лет. Но зачем его с Юрием Андроповым (вот именно АнДроповым, а не АнТроповым!) ассоциировать?!)))))))) Уж можно быть всего-навсего в меру образованным человеком - и легко догадаться, что это всего лишь фамилия от распространённого в старину мужского имечка Антроп, что означает просто "человек".))) Жил в селе некто Антроп - вот и назвали. А Андропов от того, что вы про него подумали, - в гробу перевернулся!

1 Администратор  
Здравствуйте!
Конечно можно, но правильнее ссылаться на сайт Александровского Православного Братства
На нашем сайте статья рзмещена с разрешения автора сайта http://albrat.ru/

Админ


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Горячие точки на Зеленой параллели:
  • Лесам на особо охраняемых природных территориях Костромской области угражают вырубки
  • Статус Государственного природного заказника Сусанинскому болоту до сих пор не возвращен!

» Примите участие!


 
» Вход для зарегистрированных

» Поиск

» Календарь
«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

» Архив записей

» Друзья сайта











© ЛУЛЭ 2024
Сайт управляется системой uCoz