Четверг, 19.10.2017, 08:33Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 


Cайт Лаборатории устойчивости лесных экосистем 

Вдоль 58-ой параллели. Сайт об экологии лесов Костромской области | Главная | Мой профиль |Выход | Регистрация| Подписаться на новости
» Темы



» Что мы делаем

» Категории раздела
Публикации НИЛ Устойчивости лесных экосистем [45]
Публикации НИЛ Устойчивости лесных экосистем, КГУ им. Н.А.Некрасова
Веб публикации НИЛ Устойчивости лесных экосистем [5]
публикации сотрудников НИЛ Устойчивости лесных экосистем КГУ им. Н.А. Некрасова на сайте Зеленая 58 параллель
Публикация результатов исследования заповедника «Кологривский лес» [1]
Источник: Немчинова Анна Викторовна. Дифференциация лесных фитохор бассейна р. Понга на примере ландшафтов «Кологривского леса»; : Дис. ... канд. биол. наук : 03.00.05 : Кострома, 2005 183 c. РГБ ОД, 61:05-3/600 С содержанием диссертации можно ознакомиться, связавшись по следующему адресу: greenparallel@rambler.ru

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » Статьи » Публикации НИЛ Устойчивости лесных экосистем

История освоения лесов Поветлужья (Шарьинский район Костромской области)

На территории Шарьинского района Костромской области существует несколько ООПТ в ранге заказников. Эти территории – составная часть экологического каркаса р. Ветлуга. Тем не менее, все эти участки издавна осваивались человеком.
Обзор литературы показывает, что леса вдоль р. Ветлуга в пределах современного Шарьинского района издавна осваивались человеком.
Согласно исследованиям Краснова и Балдина заселение этой территории началось во втором тысячелетии до нашей эры. С правобережья Волги сюда пришли балахнинские охотники и рыболовы и фатьяновско-балановские скотоводы с орудиями неолита и эпохи меди и бронзы. В первом тысячелетии до н. э. из Прикамья прибыли племена Ананьинских земледельцев с культурой раннего железного века. Они основали по Ветлуге древние городища, в том числе Одоевское. В I - V веках нашей эры из-за Волги в левобережье пришли племена Городецкой культуры, которые ассимилировали здесь местное население. В результате на всем Ветлужско-Вятском междуречье сложились древнемарийские племена, от которых произошел современный марийский народ [1,2].
Археологические изыскания в Костромской области начались в конце XIX века Ф.Л. Нефедовым. На территории современного Шарьинского района обследованы городища Булаксы (Одоевское) и Троицкое. По мнению археолога О.П. Бадера они датируются первым тысячелетием н.э. Марийцы занимались выплавкой железа. Это подтверждается наличием на городищах предметов для разлива металла и большого количества железного шлака. Наличие большого количества костных остатков бобров, куниц, медведей и зайцев свидетельствовало о том, что охота тогда уже носила промысловый характер, а сбыт пушнины на юг в порядке обмена был хорошо налажен. Однако, согласно Бадеру, источником пищи марийцев была не охота, а скотоводство. «Такие домашние животные, как свиньи, коровы, лошади, загонялись на площадку городищ из-за их тесноты лишь в исключительных случаях. Остальное время животные содержались в специальных загонах» [5]. Была развита обработка кож и ткачество [3].
Важно отметить, что жители городищ знали подсечное и мотыжное земледелие. Бадер отмечает «Очень правдоподобно, что уже тогда человек имел случай убедиться в выгоде удобрения земли золою и менял время от времени площади засева на новые площади выжженного леса... Несомненно, что немалая часть ближайших к городищу окрестностей уже в то время была свободна от леса, будучи занята частью полями, частью пастбищами для скота» [5]. Археологами были обнаружены зерна полбы, колосовых культур, семена конопли [4].
Защита скота от лесных хищников и охрана имущества от межплеменных войн требовали устройства укрепленных поселений. Поэтому марийские городища строились на высоких береговых выступах реки и обносились валом и рвом [3].
В 1174 г. Марийское население подверглось нападению новгородцев. В это время начинает укрепляться Шангское городище, точное время основания которого неизвестно [5]. Несомненно, что ее основание связано с продвижением славянского населения в районы, заселенные марийцами. Слово «шанза» происходит от марийского «шэнцэ» (шэнзе) и означает «глаз». Русская колонизация Поветлужья началась по мнению Балдина в середине XIII века [2]. В частности указывается, что этому процессу способствовал князь Коджа, который в 1240 году построил на Ветлуге г. Якшан (современное с. Кажирово Вохомского района). Князь принял христианство и построил первые церкви, беспрепятственно пропуская на марийские земли русские и татарские поселения. Однако Бадер указывает, что если Унженский край начал заселяться русскими в XIII веке, то массовая колонизация Поветлужья вряд ли началась раньше XIV века [5].


Места расположения древних городищ на территории Шарьинского района (снимок Google)
Обозначения:
1. Одоевского городище
2. Шангское городище (первоначальное место постройки)
3. Шангское городище после 1242 года

В 1237 г началось нашествие Батыя. Беженцы в основном из Галича, заполнили правобережье Ветлуги и построили свои поселения. Крепость Шанга (современное с. Старо-Шангское) в это время стала перевалочным сонным пунктом для дани Золотой Орды [6]. Кроме того, сами марийцы грабили и сжигали русские поселения. В 1242 году Александр Невский посылает рать, сжигает крепость Шангу и изгоняет марийцев за Ветлугу. После этого Шанга была снова отстроена, но на левом берегу Ветлуги (современное с. Николо-Шанга). В итоге в 1245 г. Хан Батый передал правый берег реки галичскому князю, а левый марийцам, что вызвало у марийцев большое недовольство в связи с тем, что они потеряли часть поселений на правом берегу Ветлуги [7]. Для упреждения растущего недовольства в 1246 году поселения в Поветлужье были подвернуты разорению монголо-татарами. Часть жителей была убита или захвачена в плен остальные разбежались по лесам [5]. В 1247 г. Александр Невский заключил мир с марийцами и повелел производить торговлю и обмен товаров на Шанге [6].
В XIV веке используя неспокойную политическую обстановку в стране активизировались новгородские ушкуйники. Русские летописи сообщают, что в 1374 году часть отрядов новгородцев на 40 судах спустились по Вятке и Каме «и перешед за Волгу…много сел по Ветлузе идущее порабиша» [5]. Кроме того, значительная часть населения Поветлужья погибла от эпидемии, последовавшей после голода 1382-1383 гг. [7]. В 1423 г. Поветлужье переходит под власть Великого Новгорода и Карельско-Николаевского монастыря, разграбленного шведами: монахи, перейдя в урочище Якшан, основывают одноименный монастырь на землях черемис на левом берегу Ветлуги. В 1436 г. Поветлужье попадает после распада Золотой Орды под влияние образовавшегося в результате этого (наряду с Астраханским и Сибирским) Казанского ханства, становится пограничным районом между ним и Московским княжество [4].
После покорения Казани Поветлужье начинает заселяться русскими со стороны Костромы через водоразделы, при этом сначала была заселена верхняя часть Поветлужья. Часть марийцев ушла в леса, остальное население подверглось обрусению.
Таким образом, поселения описанного периода на территории современного Шарьинского района были сосредоточены вдоль реки Ветлуги и ее притоков. Видимо, леса в пойме Ветлуги близ Одоевского и Шангского уже тогда испытывали антропогенную нагрузку вследствие применения подсечно-огневого земледелия. О составе лесов того времени известно мало. Березин указывает, что территория Поветлужья была покрыта непроходимыми еловыми лесами. Широко был распространен дуб. Автор приводит данные о том, что в походе на Казань Иван Грозный с ваойском переходил реку Вахтан (приток р. Малая Какша) по поваленным дубам [4]. О присутствии липы говорит тот факт, что липовое лыко использовалось в строительстве домов марийцев[7]. Роль Шанги как крупного торгового центра позволяет предположить возможность заноса южных видов. О степени трансформированности водораздельных лесов судить трудно. С одной стороны, марийцы активно занимались охотой с целью добычи пушнины. Однако, для этого периода известны только два крупных поселения на Ветлуге в пределах современного Шарьинского района: Одоевское и Шангское. Березин указывает, что к началу XVII века около рю Ветлуги до устья р. Нейки на 40 верст от Ветлуги по верховью р. М. Какши на 50 верст жителей только 15 дворов и в них 43 человека [4]. Низкая плотность населения позволяет предположить, что по крайней мере до начала колонизации этой территории русскими, водораздельные леса оставались нетронутыми.

Список литературы
1. Археологическая карта России. Под ред. Ю.А. Краснова. Костромская область. Сост. Ю.И. Комаров. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999 – 368 с.
2. Балдин М.А. Баковская старина. Очерки о истории земли баковской с XVII века по век ХХ-й. Красные Баки, 1997.
3. Балдин М.А. Поветлужье в древности. Поветлужье в VIII-XIV веках. Краснобаковская районная газета "Вперёд", 1990 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mari-el.name/art/419-povetluzhe-v- drevnosti.html
4. Березин П. Обитатели Среднего Поволжья с первобытных племен до наших дней. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.tonshaevo.ru/download/BerezinStory.rtf
5. Жуков А.П. История Марийского княжества в Поветлужье в XII—XVI веках [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mari-el.name/495-ist....-v.html
6. Комиссаров В.А. Поветлужье в истории России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/vladikom/file/442895/%7C.......
7. Старо-Шангское [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki....E%D0%B5

Наталья Иванова

Продолжение следует

Категория: Публикации НИЛ Устойчивости лесных экосистем | Добавил: Администратор (05.10.2015)
Просмотров: 159 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Горячие точки на Зеленой параллели:
  • Лесам на особо охраняемых природных территориях Костромской области угражают вырубки
  • Статус Государственного природного заказника Сусанинскому болоту до сих пор не возвращен!

» Примите участие!


 
» Вход для зарегистрированных

» Поиск

» Друзья сайта











© ЛУЛЭ 2017
Сайт управляется системой uCoz