информация к выделению ЛВПЦ на местности и обеспечению мер охраны и управления (для арендаторов, местного населения, сторон процесса FSC добровольной лесной сертификации лесоуправления)
Подготовлен к.б.н. А.В.Немчиновой
Появление термина «леса высокой природоохранной ценности» (ЛВПЦ) связано с развитием в мире добровольной лесной сертификации, в частности, системы Лесного попечительского совета (ЛПС) и предлагаемыми принципами устойчивого управления лесами, включающими требования сохранения ценных лесов и лесного биоразнообразия в процессе лесоуправления (Identifying …, 2002; Olson, Dinerstein 1998). Систематизация природоохранных ценностей лесов в Костромской области проведена по итогам многолетней инвентаризации лесов, изучения истории лесоуправления и по результатам научных исследований основных тенденций лесовосстановительных процессов на ее территории. Истощение экономически востребованных лесных ресурсов области продолжается со всеми уже широко известными экологическими и социальными последствиями для лесных территорий и лесной среды. Новые региональные политики и стратегии лесоэксплуатации вносят постоянные коррективы в масштабы и интенсивность освоения лесов области, что повышает ценность сохраняющихся от рубок лесов, особенно в тех местах, где быстрыми темпами вовлекаются в сплошную рубку все новые и новые участки. Редкие и уязвимые лесные экосистемы становятся все реже и уязвимее. Сокращение доли спелых и перестойных насаждений по общему запасу древесины, особенно хвойных, повышает их ценность, что очевидно для всех – для жителей поселков, живущих у леса и за счет леса, для лесных чиновников и администрации региона, и, конечно же, для самих лесозаготовителей, все острее испытывающих недостаток высокодоходных лесных участков при повышающемся спросе на них. Однако выводы ученых, опирающихся на накопленные знания о протекающих экологических процессах на лесных территориях и динамике лесной растительности, о реакции биоразнообразия на сплошные вырубки и другие виды хозяйственной деятельности, констатируют, что хвойные старовозрастные леса, недорубленные фрагменты которых постепенно дорубаются, – не единственная ценность в нашей области.
Высокая природоохранная ценность (ВПЦ) – это биологическая, экологическая, социальная или культурная ценность, имеющая ключевое значение или высокую важность (Принципы..., 2012). Леса высокой природоохранной ценности (далее - ЛВПЦ) – леса, которые несут одну или сразу несколько таких ценностей (Общее..., 2014; Дополнения..., 2011; Леса..., 2005; Леса..., 2008а; Леса..., 2008б). К ним в наших публикациях мы уже относили в общих чертах: леса с ценным породным составом, леса, выполняющие средозащитные функции, редкие и уникальные лесные экосистемы, леса с высоким рекреационно-ресурсным потенциалом, леса, имеющие культурное, научное и историческое значение (Немчинова, 2012; Ландшафты..., 2013). В данной статье впервые публикуем подробный перечень ЛВПЦ Костромской области.
Общая рекомендация ведения хозяйства в лесах, имеющих высокую природоохранную ценность, – способствовать сохранению или усилению характеристик, определяющих ценность этих лесов. Лишь некоторым из них требуется полный запрет хозяйственной деятельности, а для большинства достаточно ограничения хозяйственной деятельности. Принятие решений в отношении ЛВПЦ должно планироваться с особой осторожностью, учитывая возможные негативные последствия (Российский..., 2010).
Часть ценных лесов зарезервирована и частично сохраняется в границах ООПТ – особо охраняемых природных территорий Костромской области, некоторые из ЛВПЦ отнесены к категории защитных лесов, в составе водоохранных зон вдоль рек и ручьев, а также в эксплуатационных лесах, в составе особо защитных участков (ОЗУ), и тоже не должны попадать в рубку. Однако большая часть ЛВПЦ, в том числе и вся сеть ООПТ Костромской области (Схема..., 2011), пока остается в категории эксплуатационные леса и подлежит на законных основаниях вырубке, в том числе способами, наиболее трансформирующими лесную среду и восстановление леса – сплошными лесосеками (Неистощимые..., 2015). В российском законодательстве многие из ЛВПЦ, перечисленные в таблице ниже, не имеют никакого охранительного статуса и могут сохраняться лесопользователями только (!) в добровольном порядке путем согласования с органами власти способов и мер по сохранению.
Опыт сохранения ЛВПЦ накоплен у лесозаготовительных организаций, сертифицированных по системе FSC (Лесного попечительского совета) добровольной лесной сертификации (https://ru.fsc.org/index.htm; http://www.hcvf.ru/). К сертифицированным организациям предъявляются дополнительные к действующим правилам и законодательным актам требования по сохранению и поддержанию лесов высокой природоохранной ценности. В Костромской области, по информации на октябрь 2015 (Держатели.., 2015), ведут заготовку леса с учетом этих требований 8 арендаторов держателей FSC сертификата ответственного лесоуправления, которые добровольно сохраняют ЛВПЦ на своей аренде, а также 5 деревоперерабатывающих и закупающих древесину предприятий держателей FSC сертификатов по цепочке поставок проверяют своих поставщиков, чтобы они не проводили вырубки в лесах высокой природоохранной ценности на территории Костромской области (Ценные..., 2015).
Общественность и местное население Костромской области в добровольном порядке также могут вносить предложения и выдвигать требования сохранять леса высокой природоохранной ценности от сплошных вырубок в районе их проживания. Особого внимания в Костромской области в настоящий момент требуют леса, зарезервированные под ООПТ (особо охраняемые природные территории), которые постепенно, оставаясь без контроля общественности, передаются в аренду и вырубаются сплошными рубками с 2008 г. (Нужно..., 2015).
В ряде регионов уже вовсю применяются разработанные методики выделения ЛВПЦ, например в соседней Кировской области (У вас получится!...,2008), в Архангельской области (Определение..., 2006), на Северо-Западе (Выявление..., т 1, т 2, 2009; Сохранение..., 2011), опыт которых нужно распространить и на территории нашей области.
В этой статье приведен список лесов высокой природоохранной ценности Костромской области, над составлением которого работали и внесли вклад: к.б.н. Немчинова А.В., к.г.н. Хорошев А.В., к.б.н. Авданин В.О., к.б.н. Зайцев В.А., к.б.н. Грозовская И.С., Грозовский С.А., Иванова Н.В., Петухов И.Н. Предложено 36 видов ЛВПЦ, и меры их сохранения и организации лесопользования.
ЛВПЦ классифицированы по категориям, которые приняты в действующем Российском национальном стандарте добровольной лесной сертификации по схеме FSC (Классификация ЛВПЦ (по Дженнингс и др., 2005)). Категории делятся на 3 уровня - международный, национальный и региональный. В Костромской области имеются разные ЛВПЦ всех 3 уровней.
Целью приведения подробного перечня ЛВПЦ является информирование населения Костромской области, районных экологов и природоохранников, FSC сертифицируемых организаций и поставщиков FSC контролируемой древесины, других различных заинтересованных сторон об основных природных и социальных ценностях на лесных территориях Костромской области. Список не окончательный, принимаются предложения по их выделению в конкретных местах, особенно по лесам, имеющим социальные и культурные ценности. Установление точных границ ЛВПЦ требует чаще всего наземных обследований до начала лесозаготовок или на этапе отвода лесосек, или, в крайнем случае, на этапе разработки лесосеки.
По некоторым типам ЛВПЦ приводим картографический материал с указанием их расположения. Редкие и уникальные экосистемы (ЛВПЦ 3) не нанесены на карты, но их необходимо выделять при отводах и добровольно сохранять при разработке лесосек в виде ключевых биотопов (Перечень ..., 2012). Участки ЛВПЦ площадью более 1 га предлагать для внесения их в список особо защитных участков (ОЗУ) или в список ООПТ для придания им статуса государственных природных заказников или памятников природы. Основная проблема в сохранении дополнительных (не предусмотренных законодательством), но ценных лесов, в том, что они могут не вовлекаться в рубку только после получения общего согласия - органов лесного хозяйства и арендатора лесного участка. В Российском лесном законодательстве предусмотрено выделение ОЗУ, но процедуры сбора и обсуждения предложений от местного населения и другой заинтересованной общественности не разработан и не работает.
Надеемся, что материал статьи поможет заинтересованным сторонам устанавливать высокие ценности и границы ЛВПЦ на местности и, в случае угрозы их уничтожения, обращаться к арендатору, в Департамент лесного хозяйства Костромской области, в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, в лесничества, в поселковую, районную, областную администрацию с предложениями провести общественные слушания (Рекомендации..., 2004), выработать и согласовать меры по их сохранению и поддержанию (У вас получится!...,2008). Режим лесопользования в ЛВПЦ может корректироваться, по выработке и согласованию режима лесопользования обращайтесь также к администратору сайта Зеленая 58 параллель. Напишите о вашем опыте и проблемах сохранения лесов высокой природоохранной ценности.
Ссылка на публикацию
Перечень Лесов высокой природоохранной ценности (ЛВПЦ) Костромской области. Информация к выделению ЛВПЦ на местности и обеспечению мер охраны и управления (для арендаторов, местного населения, сторон процесса FSC добровольной лесной сертификации лесоуправления) / А.В. Немчинова, А.В. Хорошев, В.А. Зайцев, В.О Авданин., И.С. Грозовская, С.А. Грозовский, Н.В. Иванова, И.Н. Петухов // [Электронный ресурс] / Зеленая 58 параллель. URL : http://green58parallel.ucoz.com / дата обращения: 09.10.2015.